Страница обновлена 05.08.2020

Методические материалы

Министерство просвещения Российской Федерации. Федеральные государственные образовательные стандарты

Начальное общее образование (1-4 кл.)
Основное общее образование (5-9 кл.)

Школа № 74 осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

I ступень      – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);   

система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова

система «Начальная школа XXI век»

II ступень     – основное общее образование (нормативный срок  освоения 5 лет); реализуется ФГОС. 

III ступень – среднее общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

Организация предпрофильной подготовки

        В 9-х классах на организацию предпрофильной подготовки обучающихся     выделено 3 часа: 2 часа в неделю на специально организованные, краткосрочные курсы по выбору и 1 час на собственно профильную ориентацию. В соответствии с запросами учащихся был сформирован список элективных курсов.        

        С 2006 года межпредметные и ориентационные курсы по выбору проводятся на базе МУК Ленинского района. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы ученик мог менять наполнение индивидуального учебного плана курсов по выбору. 

Образовательная программа школы направлена:

 на всестороннее развитие личности обучающихся,

 на формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,

 на развитие способностей обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей,

 на обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования.

В 2018-2019 учебном году школа продолжила работать по освоению Федерального государственного стандарта НОО, ООО, СОО, которые определяют содержание и организацию образовательной деятельности и направлены на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программы опираются на особенности развивающего образования, где развитие личности происходит в условиях такого способа обучения, где предметным содержанием выступают научно-теоретические понятия, а метод обучения предполагает организацию собственных действий обучающихся по их усвоению через коллективные формы обучения.

Целью реализации программ является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускниками школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основных образовательных программ отнесены:

 личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

 метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

 предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, состава;

 переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

 ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

 признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

 учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

 обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

 разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Разработанные школой основные образовательные программы предусматривают:

 достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

 выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей организаций дополнительного образования;

 организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

 участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

 использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

 возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

 включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

 

Обучающихся 1-4, 5-9, 10-х классов успешно реализуют себя во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность - это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебной деятельности и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Программа внеурочной деятельности включает в себя проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Основными задачами внеурочной деятельности являются:

 формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания,

 воспитание духовности и культуры,

 развитие инициативности, самостоятельности, способность к успешной социализации в обществе.

Занятия по внеурочной деятельности проводили опытные квалифицированные педагоги школы: учителя – предметники, классные руководители

Внеурочная деятельность организовывалась по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как: художественные студии, музыкальные студии, спортивные секции, объединения, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, клубы, факультативы, проектная деятельность, творческие объединения.

 Спортивно-оздоровительное направление было представлено в нашей школе спортивным клубом «Чемпион», объединением «Школа здоровья», секцией «Чудо шашки».

 Духовно-нравственное направление осуществлялось через работу клубов «Культурное наследие», патриотическим клубом «Я – гражданин России».

 Социальное направление было представлено клубом «Юный журналист».

 Общеинтеллектуальное направление проектной деятельностью «Создаём проекты», «Социальный проект», «Мир информации», «Юный филолог».

 Общекультурное направление представлено творческими объединениями «Творческая мастерская».

Элективные учебные предметы 

 Дополнительные образовательные услуги 

 Количество обучающихся за счет средств бюджета 

      Платные образовательные услуги в школе в настоящее время не оказываются.

       Сведения о реализации социально-партнёрских отношений

  • «Центр социальной помощи семье и детям»
  • Городской центр психолого- медико – социального сопровождения школьников
  • Легкоатлетический манеж.
  • МОУ ДОД СДЮСШОР № 12
  • МОУ ДОД СДЮСШОР № 10
  • МОУ ДОД СДЮСШОР № 16 
  • Центр здоровья
  • «Центр социальной помощи семье и детям»
  • Центр детского анимационного творчества «Перспектива».
  • МАУ Дом культуры «Строитель»
  • МАУ Дворец  культуры имени А.М.Добрынина
  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав территориальной администрации г. Ярославля