Страница обновлена 28.07.2017

     Вам предстоят итоговые экзамены – один из важнейших этапов в вашей жизни, во многом определяющий будущее. Сейчас Вам предстоит государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ).

Вообще говоря, взрослые стараются, чтобы процедура сдачи ЕГЭ была максимально безболезненной для выпускников. Существуют общие рекомендации по организации полноценного и правильного питания, оптимального режима занятий, по снижению эмоционального напряжения и преодолению стресса. Эти рекомендации могут Вам помочь в период подготовки и сдачи экзаменов. Вы можете узнать о них по телефону на линии детского телефона доверия 8-800-2000-122. Аналогичная информация есть на сайте: http://childhelpline.ru/ege/.

Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо разработать индивидуальную стратегию подготовки и сдачи экзамена. Для этого необходимо учесть Ваши личностные особенности, которые Вы можете использовать для получения лучших результатов на экзаменах. Вы уже сдавали экзамены ранее, и сами можете оценить свои сильные и слабые стороны. За годы учебы к Вам могло прийти понимание своего уникального стиля учебной деятельности, включающее умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установку на успех. Если опыт принятия таких решений для Вас в новинку, Вам могут помочь и взрослые и коллеги.

Во-первых, – это ваши сверстники, успешно сдавшие экзамен. Чтобы получить информацию «из первых уст», можно позвонить по телефону 8-800-550-90-40 на линию «Отличник ЕГЭ». Такая линия запущена Рособрнадзором с 10 апреля 2014 года. На ней поделятся своим опытом сдачи ЕГЭ с одиннадцатиклассниками выпускники прошлых лет, успешно сдавшие ЕГЭ.

Кроме того, в качестве советчиков могут выступить ваши родные и близкие, которые хотя сами и не сдавали ЕГЭ, но имеют успешный опыт сдачи экзаменов и хорошо знают Вас и Ваши личные особенности. Если же им не хватает знаний по организационным деталям, то Рособрнадзором организована работа call-центра по всем вопросам, связанным с процедурой подготовки и сдачи экзамена.

Любой выпускник и родитель может круглосуточно позвонить по телефону 8-800-555-72-73 и получить исчерпывающие ответы на все интересующие вопросы. Кроме того, выпускники могут получить консультацию и по электронной почте2014ege@mail.ru .

Если же Вы убедились, что с некоторыми личными особенностями Вам не удается справиться самим, то Вам может понадобиться помощь специалиста. В первую очередь – это школьный психолог.

Речь идет о тревожности, когда учебный процесс сопряжен с высоким эмоциональным напряжением. Если Вы склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную, то проверка знаний в любом виде может вызвать у Вас особую тревогу.

То же касается неуверенности, когда Вы не можете самостоятельно проверить качество своей работы, потому что не уверены в правильности своих знаний и решений. Вам может быть присущ конформизм и в других сферах жизни, если Вы не умеете отстаивать в них собственную точку зрения.

Сюда же можно отнести реакции рассеянности, трудности концентрации или наоборот переключения внимания, повышенную утомляемость, затруднения в тщательной и кропотливой работе и даже стремление быть самым лучшим, совершенным.

Повторюсь, если Вы не можете справиться с этими трудностями сами, обратитесь к школьному психологу.

Памятка для тех, кто готовится сдавать егэ

  • Думайте о позитивном результате сдачи экзамена, переключайтесь от мыслей, связанных с негативными представлениями экзаменационной процедуры.
  • Никогда не думайте о возможности негативного исхода испытания. Нельзя настраиваться на неуспешность. Не тратьте на это напрасно силы, попробуйте, наоборот, выстроить программу успеха, продумайте и проиграйте её в деталях.
  • Решите, зачем Вам нужно успешно пройти экзаменационные испытания, какая польза для Вас от успешной сдачи экзамена. Продумайте, какие возможные перспективы профессионального обучения в дальнейшем открываются для Вас.
  • Соблюдайте правильный режим подготовки к экзамену, для лучшего усвоения программы лучше изучать в день немного учебного материала, но качественно, полностью разобрав тему, с примерами, с вопросами. Не гонитесь за большим объёмом материала, не создавайте у себя в голове хаоса и беспорядка; окрошка из обрывков знаний не лучший помощник на экзамене.
  • Готовьтесь к экзаменам в соответствии со своими биологическими ритмами, кому-то лучше утром сесть за подготовку, а кто-то предпочитает спокойно начать готовиться вечером. Главное, соблюдайте режим здорового сна, спите не менее 8-ми часов в сутки.
  • Если вы чувствуете, что подвержены сильному волнению и тревоге, у Вас низкий уровень стрессоустойчивости, не бойтесь обратиться к психологу за помощью.
  • Вы также можете самостоятельно воспользоваться тренинговыми упражнениями для укрепления психологического настроя и снятия повышенной стрессовой реакции организма. Постарайтесь адекватно оценить свои сильные стороны и опирайтесь на них при подготовке и сдаче экзамена. И у Вас всё обязательно получится.

Формирование правильных установок для успешной сдачи экзамена

Пример формирования установок для настройки на успешную подготовку и сдачу экзамена:

  • Я сажусь за своё рабочее место.
  • Я настраиваюсь на подготовку к экзамену, все беспокоящие меня мысли я оставлю в стороне.
  • Я позволяю себе представить, сколько интересного меня ждёт после успешной сдачи экзамена. Моя мотивация и желание сдать его хорошо возрастают.
  • Я остаюсь спокойным, если мне попадается трудное задание или для разбора материала требуется более долгий срок изучения. Время есть, я всё успею. Сложное задание могу отложить и вернуться к нему позже.
  • Даже одна изученная тема, один решённый пример, одно разобранное правило продвигают меня дальше.
  • Если я чувствую тревогу, страх или панику, то оцениваю их наличие, но не зацикливаюсь на них. Я нахожусь в безопасной для своей жизни и здоровья ситуации, делаю то, что знаю, могу и зависит от меня в этот момент.
  • Если что-то происходит не так, как мне хотелось бы, то я остаюсь собранным и спокойным. Это новый опыт. Любой человек может допускать ошибки. Я должен избегать осуждения себя. В будущем я смогу не допускать подобных ошибок.
  • Если меня одолевают навязчивые беспокойные мысли, я настраиваюсь на содержание задания. Концентрируюсь на его сути, на этапах выполнения. Обо всём лишнем я смогу подумать после сдачи экзамена. Сейчас я выполняю задание, с которым справлялся раньше и сейчас у меня тоже всё получится.

Пример формирования установок для непосредственной настройки на экзамен:

  • Я готов к экзамену.
  • Я занимаю своё рабочее место и сосредоточенно начинаю прочитывать задание.
  • При возникновении беспокойства я дышу медленно и глубоко. Я сделал всё, чтобы подготовиться к экзамену. Ко мне возвращается спокойствие.
  • Анализирую все задания и выбираю из них те, которые могу сделать сразу и легко. Проверяю их. Я молодец. Начинаю решать следующее задание. Если задание вызывает трудности – откладываю его. Вернусь к нему позже и решу.
  • Дышу ровно и спокойно. Это всего лишь экзамен. Я в безопасности.

Рекомендации по подготовке к экзамену

  • Необходимо подготовить место для занятий: лучше не держать на столе лишние предметы, удобно расположить нужные пособия, тетради, бумагу, карандаши.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку, считается, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно какой- либо картинки в этих тонах.
  • Составьте план подготовки к экзаменам. Для начала определите, кто Вы – «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Также важно четко определить план работы на каждый день: какие именно разделы будут пройдены и в какое время.
  • Психологи рекомендуют начинать подготовку к экзамену с самого трудного для Вас раздела. Но если Вам трудно «раскачаться», начните с наиболее интересного и приятного: войдете в рабочий ритм – и дело пойдет.
  • Чередуйте занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не стоит стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняйте как можно больше тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят вас с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйтесь иногда с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (в части А в среднем уходит 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзамену, не стоит думать о том, что Вы не справитесь с этой ситуацией. Положительный настрой будет способствовать усвоению материала.
  • Желательно оставить один день на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это не всегда верно. Психологи рекомендуют накануне сложных и ответственных мероприятий перестать к ним готовиться, совершить прогулку, принять расслабляющую ванну, а главное – выспаться!

В пункт сдачи экзаменов необходимо явиться без опоздания, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт, несколько ручек (на всякий случай).

Необходимо продумать одежду на период экзамена: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а процедура экзамена занимает несколько часов.

Как справиться с волнением перед экзаменом, контрольной работой или выступлением?

Все люди волнуются перед экзаменом, контрольной работой, спортивными соревнованиями и другими важными событиями. Это совершенно нормально и даже полезно, так как волнение помогает нам сосредоточить свои силы на решение самой важной на данный момент задачи. Но если мы волнуемся слишком сильно, то волнение не помогает нам сосредоточиться, а, наоборот, отвлекает.

Существует несколько способов, которые помогают уменьшить волнение при подготовке к важному событию:

  • Заранее узнать всю информацию о предстоящем событии: что и каким образом будет происходить, что потребуется от нас и т.д. Чем больше мы знаем, тем меньше мы волнуемся.
  • Попробовать не просто заучить требуемый материал, а разобраться в нем. Если это контрольная или экзамен, то важно понять логику изложения материала, если это спортивные соревнования, то перед тем как тренировать те или иные движения, имеет смысл медленно выполнить требуемое движение в воображении.
  • Готовиться к важному событию лучше всего вместе с кем-то. Тогда каждый сможет помочь другим разобраться в том, что сам хорошо понимает.
  • Занятия должны сочетаться с отдыхом. Уметь снимать напряжение также важно, как и уметь сосредоточенно и напряженно работать. Поэтому необходимо внимательно отнестись и к организации собственного отдыха: следить за тем, чтобы достаточно спать, делать во время занятий перерывы, выделить специальное время для отдыха и провести его наиболее приятным образом.

Справиться с чрезмерным волнением может помочь выполнение двух простых упражнений:

Визуализация: «Попробуйте мысленно перенестись в будущее, когда предстоящее событие уже останется позади. Представьте себе, что важное событие прошло успешно, вы показали себя с лучшей стороны, при этом совершенно не волнуясь. Как это происходило? Как Вы себя вели? Как Ваше поведение выглядело со стороны? Кто из присутствующих на экзамене заметил, что Вы совершенно не волновались? Каким образом?».

Усиление страха: Психологи давно заметили странную закономерность: чем больше мы пытаемся избежать волнения, тем сильнее мы начинаем волноваться. Пытаясь заставить себя успокоиться, мы начинаем волноваться еще сильнее. Как же выйти из этого замкнутого круга?

Ответ может показаться странным: заставить себя волноваться.

Выделите себе пятнадцать минут и попробуйте в течение всего этого времени максимально усилить свое волнение. В течении этого времени попробуйте вызвать все самые страшные и неприятные мысли, которые приходят к Вам в голову и записать их на бумагу. Когда время пройдет, разорвите и выбросьте написанную бумагу».

Во время экзамена

  • Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые Вы в силах решить. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе – они доступны для тебя!
  • В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию о том, как заполнять экзаменационный бланк. Прослушайте её внимательно, чтобы выполнить качественно все инструкции.
  • После заполнения бланка регистрации, постарайтесь сосредоточиться только на ситуации экзамена.
  • Прежде всего, просмотрите весь тест полностью. Выберите те задания, ответ на которые у Вас не вызывает затруднение. Выполните сначала их. Отдохните после их выполнения несколько минут.
  • На втором этапе выберите более трудные задания, которые необходимо анализировать и устанавливать логические связи. Сконцентрируйтесь и решите их знакомым Вам способом. Сделайте еще один 2-3х минутный перерыв.
  • Третий этап – выполнение заданий, вызывающих наибольшую сложность. Попробуйте использовать знания из смежных предметов или областей знаний, систематизируйте их, и ответ на вопрос по физике может отыскаться в курсе химии. Попытайтесь визуально вспомнить, где Вы могли видеть ответ на этот вопрос: постарайтесь вспомнить, как выглядела та страница в учебнике, какие иллюстрации были в этом курсе. Ещё один из вариантов – это применение способа исключения и установления причинно-следственных зависимостей. Попробуйте исключить самые неподходящие варианты ответов и оставить те, которые не противоречат основным научным положениям и законам, проанализируйте оставшиеся варианты и выберите наиболее правильный.
  • Если все способы и методы решения исчерпаны, положитесь на помощь случайных совпадений и теорию вероятности, действуйте, как подсказывает ваша интуиция, и выберите тот ответ, который «первым пришёл в голову».
  • Постарайтесь запланировать время для проверки всех ответов, даже самых лёгких, чтоб не допустить ошибок, связанных с невнимательностью и торопливостью в подборе решения.
  • Постарайтесь прочитывать все вопросы до конца. Это позволит максимально избежать ошибок при выполнении теста.

Удачи Вам!

 

Рекомендации по подготовке к устным экзаменам

Учите не для того, чтобы сдать, а для того, чтобы знать!

  1. Спланируйте свое время: разделите количество вопросов на число дней, оставив один день свободным.
  2. При подготовке ответа на вопрос просмотрите всю литературу по этому вопросу, «рассортируйте» материал: выделите 3-6 основных мыслей, которые зададут направление изложения информации по вопросу. Проследите, как логически связаны эти мысли. Используйте для запоминания схемы, ассоциации, опорные сигналы.
  3. Приступайте к проработке следующего вопроса.
  4. Если вы почувствуете внутренний сигнал о том, что ответ на какой-либо из предыдущих вопросов забыт, сразу же обратитесь к зафиксированной логической схеме ответа на этот вопрос и постарайтесь воспроизвести в памяти его содержание. Если это вам не удалось, обратитесь к тексту и восстановите забытый материал в памяти. При этом, возможно, вы измените что-либо в своей схеме.
  5. Перед сном, после отдыха, повторите ответы на все вопросы, проработанные за день, по логическим схемам.
  6. В последний, резервный, день необходимо отдохнуть и заняться чем-то интересным. Ваше подсознание в это время работает, аккуратно раскладывая «по полочкам» проработанную вами информацию.
  7. За 2-3 часа перед сном в последний день (сон должен быть полноценным!) повторите весь материал по логическим схемам. Вы увидите, что все хорошо вспоминается. Прежде, чем посмотреть на схему, постарайтесь вспомнить ее самостоятельно (можно воспроизвести по памяти). Вы увидите, что и это вам по плечу! Ну а если какой-то вопрос совсем «стерся», придется его воспроизвести заново…
  8. Утром постарайтесь настроить себя на праздник, так как, сдавая экзамен, вы сможете показать, как хорошо вы владеете предметом! Выглядеть вы тоже должны празднично!
  9. Не тяните время перед входом в класс, аудиторию, в которой вас уже ждет экзаменатор! Заходите в первой группе учеников, тяните билет, тем самым вы сократите время максимального эмоционального напряжения.
  10. При подготовке к экзамену по географии обязательно найдите все упомянутые географические объекты на картах атласа, в классе найдите их на большой карте. Во время ответа необходимо показывать на карте те объекты, о которых идет речь.
  11. Постарайтесь отработать умение и навыки работы с картой. Помните, что карта – это ваша подсказка во время экзамена, которой нужно заранее научиться пользоваться.
  12. При подготовке к экзамену по биологии обязательно на практический работах отработайте всю практическую часть билетов. Это поможет вам ответить на 3 вопрос билета.

 

Алгоритм работы с текстом при подготовке к написанию части «С»

(Каждая часть оформляется отдельным абзацем)

• Чтение и «погружение в текст»: осознание разных типов информации (фактуальной, концептуальной, прагматической)
(Итог: создание тематического поля; определение ключевых слов; «свёртывание» информации и создание аннотации)

Речевые клише: 
«Как часто в сегодняшней жизни нам недостаёт … »; «В самом начале текста автор задаётся вопросом о необходимости рассмотрения, изучения … »; «В данном тексте автор ставит ряд актуальных проблем современности: нравственных, этических, эстетических»; «В тексте автор рассматривает важные общечеловеческие проблемы: вопросы жизни и смерти,. добра и зла, чести и совести»; «В анализируемом тексте автор рассматривает важные вопросы современной жизни».

• Конструктивный анализ текста: выяснение авторского «видения» проблемы и авторской оценки информации
(Итог: создание рецензирующего высказывания на основе исходного авторского текста и формулировка авторской позиции).

Речевые клише: 
«Основная мысль пронизывает весь текст, но в явно выраженном виде она сформулирована в предложении … »; «Позиция автора и основная мысль заключены в … предложении, в. котором утверждается, что … »; «Через всё рассуждение проходит мысль о том, что…»; «Автор данной статьи (отрывка) убедительно доказывает, что…»; «Автор рассуждения (повествования) подводит нас к мысли о том, что … ».

• Определение «собственного понимания» проблематики текста
(Итог: формулирование собственной позиции в виде микровысказывания или тезисного выражения).

Речевые клише:
«Для меня проблема, поднятая автором, тоже является актуальной»; «Я тоже размышлял над этой темой»; «Мне эта тема близка»; «Я убеждён в том, что данная проблема должна рассматриваться. Да, действительно … »; «Согласимся, что … »; «Я уверен, что … »; «По-моему, автор совершенно прав»; «Я согласен с автором в том, что .. , Это действительно так».

• Собирание информации для оформления системы доказательств: определение доводов и аргументов
(Итог: формулирование исходных фраз, подтверждающих тезис, и оформление аргументов).

Речевые клише: 
«Вот, например, в произведении … »; «Мы помним, что у »; «Недавно я прочитал … »; «В одной uз телеnередач я услышал »; «И верно, журналист сделал вывод о том, что … ».

• Оформление вывода: возвращение к информации исходного текста, интерпретация информации в контекстном режиме
(Итог: оформление фразы-заключения, содержащей оценку концептуальной информации, или авторской «заслуги» в решении этой проблемы).

Речевые клише: 
«Текст посвящён … », «Подводя итог своего сочинения … »; «Возвращаясь к проблеме, которую поднял автор, я хочу ещё раз отметить, насколько она важна»; «Эта тема не потеряла своей актуальности, она заслуживает нашего внимания. Наверное, она когда-нибудь будет решена»; «Мы должны быть благодарны автору за то, что он вернул нас к проблеме … »; «Таким образом, автор провозглашает истинно гуманистические ценности человеческого бытия»; «В заключение хочется выразить мысль о том, что … ».